Время становиться большими

04.03.2019
Интервью с Александром Тепляковым, журнал «Председатель» № 85

О ситуации на сибирском рынке зерна и масличных, перспективах новосибирского аграрного экспорта, а также о целях и задачах нового межрегионального зернового объединения "Председатель" поговорил с генеральным директором ООО "Новосибирская продовольственная корпорация", председателем Общественного совета при Минсельхозе НСО Александром Тепляковым.

- Александр Александрович, с какими итогами "Новосибирская продовольственная корпорация" завершила минувший 2018 год? Какие проекты, новые направления развивала ваша команда?

- Прежде всего, считаю, что безусловным успехом нашей компании стала работа по приёмке и отгрузке рапса. Когда пять лет назад мы запускали наш кооперационный проект "Рапс-54", посевы этой культуры в Новосибирской области были всего 8 тысяч гектаров. В 2018 году посевные площади рапса в НСО составили уже почти 100 тысяч гектаров. Чтобы справиться с таким урожаем и не подвести аграриев, ООО "НПК" провело большую работу по модернизации своих элеваторных мощностей.
На ХПП "Болотноехлебопродукт" был оборудован новый сушильный комплекс, и сегодня это предприятие может сушить в сутки до 1200 тонн рапса с 20-ти до товарных 8-ми процентов влажности. Под рапс были оснащены и настроены два СОБа, оборудованы дополнительные точки отгрузки, благодаря которым мы можем отгружать с предприятия до 10 тысяч тонн продукции в месяц - это и крытые вагоны, и хопры-зерновозы, и контейнеры.
И минувшей осенью на Болотнинском ХПП приняли и подработали более 50 тысяч тонн рапса, в период массовой уборки принимали до 1,5 - 2 тысяч тонн в день. Это не считая других культур - пшеницы, ячменя, гречихи и т.д.
На Здвинском ХПП мы также провели подготовительную работу: запустили новый сушильный комплекс, складские помещения. В августе мы собрали у себя сельхозпроизводителей из восьми близлежащих районов и проинформировали их о том, что мы готовы, мы справимся с урожаем рапса и других культур. И уже осенью Здвинское ХПП приняло и подработало более 4 тысяч тонн рапса.

- То есть звучавшие в начале прошлого года опасения, что с рапсом будет "завал", и элеваторные мощности региона к большому урожаю этой культуры не готовы, не оправдались?

- Не оправдались. Как раз благодаря нашей совместной работе с хозяйствами.
Вообще главной задачей "Новосибирской продовольственной корпорации" в последние годы было поддержать диверсификацию посевов у аграриев, адекватно отреагировать на неё. Но одновременно быть готовыми к приёмке и традиционных культур - пшеницы и ячменя. И с этой задачей, мы, я считаю, успешно справились. Мы сделали ставку на простые технологичные решения: например, используем технологию упаковки зерна в 200-тонные полиэтиленовые мешки. Зерно там может храниться долгое время при влажности даже более 20 процентов. Таким образом мы резко увеличили пропускную способность наших ХПП. Сейчас мы в состоянии принять, пожалуй, любые объёмы рапса, которые произведут хозяйства Новосибирской области и соседних регионов.
Весь наш коллектив традиционно работает в теснейшей кооперации с аграриями: к примеру, в рамках рапсового проекта мы не только занимаемся приёмкой и реализацией продукции, но и организуем консультации по технологии выращивания этой культуры, по семенам, сортам и гибридам. Кроме того, ООО "Новосибирская продовольственная корпорация" занимает первое место в Новосибирской области по объёмам поставок минеральных удобрений хозяйствам. Являясь дилером ведущего российского производителя агрохимикатов, компании "Щёлково-Агрохим", мы обеспечиваем аграриев качественными гербицидами, пестицидами и средствами защиты растений.
В этом, собственно, мы видим свою миссию - помощь производителям в их текущей работе, и в их развитии. Так что масштабная экспансия рапса на новосибирские поля благодаря этой совместной работе прошла в целом успешно.

"На западном направлении"

- Сегодня ценовая конъюнктура по рапсу, и соответственно рентабельность, довольно благоприятная. Как будет складываться ситуация дальше?

- Тут нужно подчеркнуть важнейший момент, который также проявился в прошлом году: в нас, сибиряков, как в производителей и поставщиков рапса поверили переработчики западной части России. Там избыток перерабатывающих мощностей, и стабильный спрос на качественный рапс. Готовы приобретать рапс у сибирских аграриев калининградский холдинг "Содружество" - один из крупнейших переработчиков масличных культур Европы, ростовские, орловские переработчики, белорусские производители масла и шротов - со всеми ними НПК сегодня сотрудничает. Так что у сибирских аграриев теперь есть надежный и стабильный канал сбыта этой культуры не только на восток (Китай, страны ЮВА), но и на запад. Скажу больше - именно западное, европейское направление сегодня и надёжнее, и стабильнее.
А потому перспективы цен на эту культуру, по нашим оценкам, весьма оптимистичные ещё минимум на 4-5 лет.

- Что с традиционными зерновыми культурами? Как НПК сегодня работает на этом рынке?

- Здесь сохраняется наше вечное сибирское препятствие: дефицит вагонного парка и его дороговизна. Поведение собственников вагонов уже не выдерживает никакой критики. Достаточно сказать, что, например, сразу после выхода известного Постановления Правительства РФ 1595 о льготных перевозках зерна собственники подвижного состава мгновенно подняли нам тарифы за аренду вагонов на сумму выделенной льготы. Про наши бесконечные всем известные мытарства по "выбиванию" вагонов я уже и не говорю.
Поэтому учитывая интересы сельхозпроизводителей, в минувшем году "Новосибирская продовольственная корпорация" пошла на радикальный шаг: мы теперь сотрудничаем лишь с теми покупателями, у которых есть собственный вагонный парк. Больше не ждём месяцами вагоны, срывая контракты и терпя огромные убытки - мы закрыли эту практику. Реализуем продукцию непосредственно с элеваторов, работаем с крупнейшими экспортёрами сельхозпродукции России - ООО "Содружество", "Объединённой зерновой компанией", ООО "РИФ" и т.д. Благо что "НПК" более чем за двадцать лет работы на рынке приобрела репутацию надёжного партнёра, никогда не нарушающего своих обязательств. Это, конечно, тяжело: нужно держать слово, иногда держать его в ущерб доходу. Но зато у нас есть главное: доверие партнёров.

- А какова в этой связи перспектива контейнерных перевозок зерна и масличных? Это действительно альтернатива?

- Скажу по своему опыту - контейнерные поставки пригодны для нишевых культур и небольших партий. НПК в течение 2018 года расширила свою географию поставок по чечевице, гречихе, льну: отгружаем продукцию в страны Закавказья, в Прибалтику, в Иран и Ирак. И тут, конечно, оптимальной формой поставки являются контейнеры.
Вообще в сибирском растениеводстве будет продолжаться тренд на расширение производства нишевых культур. И мы как трейдеры, разумеется, будем искать и находить любые приемлемые способы передвижения продукции. Будет выгодно и удобно поставлять летающими тарелками - будут и тарелки. Ведь аграрий должен получить нормальную адекватную закупочную цену за свою продукцию. Слишком тяжело продукция достаётся ему в Сибири. Чтобы эта цена позволяла ему не сводить концы с концами и чувствовать разочарование - а думать о развитии. Сельчанин и так "придавлен" растущей стоимостью энергоресурсов, техники, запчастей...

- На ваш взгляд, что будет в ближайшие годы критерием успеха для сибирского агрария?

- Основным критерием не то что успеха, но и простого выживания на этом рынке будет качество продукции. И ничто другое. Об этом я всё время говорю нашим партнёрам - руководителям хозяйств. Например, до 2016 года наши внутренние и зарубежные покупатели достаточно либерально относились к содержанию протеина в сибирской пшенице. А сегодня это основное требование, определяющий критерий для закупочной цены. Есть протеин - есть цена, нет протеина - извините, покупатель берёт наше зерно как фураж, по соответствующей цене. Ничего личного. Поэтому вся наша совместная работа с сельхозпроизводителями должна решать именно эту задачу. Этого требует современный рынок.

"Консорциум: это выгодно всем"

29 января в Новосибирске объявлено о создании Консорциума производителей, переработчиков и других участников зернового рынка Сибири. Подписание первых соглашений о совместной деятельности состоялось на заседании рабочей группы по подготовке предложений по развитию сибирского зернового рынка в рамках Экспертно-консультационного совета по сельскому хозяйству межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".
Инициаторами нового объединения выступили ведущие сибирские зернопроизводители, трейдеры и переработчики зерна, при поддержке аппарата полпреда президента в СФО и Исполкома межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Участниками Консорциума станут ключевые игроки зернового рынка из Новосибирской и Омской областей, Алтайского и Красноярского краёв.

- Александр Александрович, о необходимости консолидации основных игроков сибирского зернового рынка вы говорили много лет. И вот, наконец, ваша давняя идея начинает воплощаться в жизнь. Как по-вашему, почему именно сегодня начались подвижки?

- Думаю, потому, что всё больше аграриев Сибири осознали необходимость не просто очередной "ассоциации" для написания обращений наверх, а рабочей структуры совсем другого уровня. Межрегионального уровня. Которая позволит всем нам гораздо увереннее чувствовать себя на рынке, на постоянной основе "сверять часы", сообща решать свои внутренние вопросы.

- Итак, зачем нам нужен зерновой Консорциум?

- Информация, ориентиры для агрария, защита интересов, формирование крупных партий продукции. Вот "четыре кита", на которых должен стоять наш Консорциум.
Первое. Информация. Мы должны, наконец, все вместе сформировать реальные достоверные зерновые балансы в сибирском регионе, для каждого субъекта и для Западной Сибири в целом. Сегодня в этой сфере царит полный хаос, что приводит к этим бесконечным ценовым "качелям". Вот смотрите: не прошло и двух недель с начала 2019 года, как цена на зерно в сибирских регионах выросла сразу на полтора рубля. О чём это говорит? Да о том, что или на рынок пошло зерно, которого нет в официальной отчётности местных минсельхозов, или зерна на самом деле гораздо меньше, чем мы официально считали. И такая история повторяется из года в год.
Мы, зерновики, живём в информационных потёмках, опираясь в своей работе то ли на интуицию, то ли на гадания на кофейной гуще. Ну как такое может быть, что при таком большом недосеве в прошлом году, при объявлении ЧС во многих субъектах, практически все сибирские регионы официально "выполнили" план сбора зерна, а в середине лета отчитывались о миллионных "запасах"?! Эта недостоверная информация накапливается как снежный ком, приводя к неправильным управленческим решениям.
Например, сегодня некоторые региональные министры удивлённо вопрошают - "А где же зерно?! Дайте зерна нашим птицеводам-свиноводам! Все закрома на экспорт вычистили!". А если бы у нас были достоверные честные балансы, такой ситуации в принципе не было бы: переработчики и животноводы в конце прошлого года могли бы стабильно и ритмично формировать свои запасы, опираясь на реальную информацию и ценовые прогнозы.

- Но вы ведь лучше меня знаете, что зерно, как и деньги, любит тишину: в этой сфере много информации, составляющей коммерческую тайну...

- ...но мы не собираемся требовать от фермера раскрывать условия сделок, цены, по которым он продаёт своё зерно контрагентам! Нам нужна лишь информация об объёмах зерна, которые хранятся и перемещаются в регионе! Вот главное. Мы сегодня сделали первый шаг: рабочая группа под руководством академика Власенко сделала в рамках "Сибирского соглашения" этот комплексный зерновой баланс сибирского региона на 2018-2019 годы. Это уже что-то, с чем можно работать. Поэтому информационная работа с сибирским зерном - важнейшая составляющая деятельности нашего будущего объединения.
Второе. Ориентиры для аграриев. Каждый фермер, директор хозяйства ежегодно задаётся вопросами: "Что сеять? Сколько сеять? Что "выстрелит" в этом году? На чём я выживу? Куда мне двигаться?". Эти производственно-экономические планы ему может дать наш Консорциум. Опираясь, в свою очередь, на прогнозы мировых цен, направления экспорта сибирского зерна, планы по переработке, прогнозируемые объёмы вывоза местными трейдерами, качество продукции, которое требует зарубежный и внутренний покупатель. Естественно, что мы сможем это делать лишь при выполнении первой задачи - составления честного понятного зернового баланса.
Третье. Отстаивание своих интересов. Гораздо эффективнее будет, если с предложениями к федеральным и местным властям по вопросам регулирования рынка зерна будут выходить не отдельные регионы и не "группы товарищей", а профессиональная межрегиональная зерновая структура, объединённая общими целями и интересами.
Например, ежегодно весной федеральный Минсельхоз объявляет своим приказом предельный уровень закупочных цен, при которых объявляются интервенции. И власти обязательно должны слышать мнение сибирских зерновиков, аграриев. Консолидированное профессиональное мнение, учитывающее интересы и запросы всех регионов, переработчиков, трейдеров, может составить и донести до федералов как раз такая структура, как зерновой Консорциум.
Ведь все мы помним, к каким последствиям в 2017 году привела позиция федеральных органов управления по вопросу интервенций. Когда ситуацию могло стабилизировать снятие с рынка всего 500 тысяч тонн интервенционного сибирского зерна! Но этого не было сделано. Колоссальный ущерб аграрной отрасли Сибири, нанесённый этим коллапсом, ощущает на себе сегодня каждый сибирский аграрий. Отрасль оказалась просто обескровлена, и многие даже крепкие хозяйства барахтаются в безденежье.
Зерновой "дамоклов меч" коллапса никуда не делся, он по-прежнему нависает над Сибирью, логистическая проблема сибирского зерна по-прежнему не решена. И повторение кризиса 2017 года может случиться, если страна вновь соберёт 130-миллионный урожай. Будет ровно такой же сценарий, все мы это понимаем. Нужны масштабные системные меры, включающие в себя ускоренное создание инфраструктуры и действительно льготную провозную плату. Значит, нам нужно объединёнными усилиями добиваться решения этих проблем.

- Что насчёт четвёртого направления - совместной работе на рынке? Возможно ли превращение Консорциума уже в полноценную бизнес-единицу для выхода на международные рынки?

- Я считаю, не просто возможно, а жизненно необходимо. Закон зернового рынка известен всем: чем крупнее партия, тем привлекательней цена. И объединёнными усилиями мы, сибирские трейдеры, сможем работать на международной "поляне" уже совсем на другом уровне, предлагая покупателям миллионные объёмы. Тогда мы сможем успешно решать задачи, поставленные "майскими указами" президента перед аграрной отраслью Сибири: расширение объёмов производства и экспортного потенциала.
Объединение, наконец, позволит нам гораздо увереннее общаться с нашими партнёрами -- перевозчиками зерна, железнодорожниками, операторами вагонного парка.
Вот ещё пример: который год мы ждём строительства Забайкальского зернового терминала. Несколько лет назад этот проект был широко разрекламирован - и тишина. Когда будет завершён этот проект, и будет ли он вообще завершён - никто не знает. Между тем, в том же Забайкалье, всего в 80 километрах от границы, в Борзе, стоит крупный неработающий элеватор. Почему бы нам, сибирским зерноторговцам, не восстановить его совместными усилиями? И там мы могли бы формировать партии зерна на экспорт, это 200-300 тысяч тонн ежегодно.
У каждого сибирского региона, у каждого крупного трейдера накопились успешные наработки по развитию экспорта, по взаимодействию с перевозчиками, по работе с таможней, с зарубежными партнёрами и т.д…  И нам надо не сидеть на них, как скупой рыцарь, а объединять этот опыт на единой сибирской площадке. Это будет в итоге выгодно всем.
В общем, быть большим - это большие задачи, большие заботы, но зато и большие возможности. Пора становиться большими.

ООО "Новосибирская продовольственная корпорация"
Одна из крупнейших многопрофильных агропромышленных компаний Западной Сибири.
В состав НПК входят три ХПП в Новосибирской области - Здвинский, Болотнинский, Ояшинский, Озимовский ХПП в Алтайском крае, и два сельхозпредприятия в Здвинском и Болотнинском районах. Общая ёмкость - 180 тысяч тонн единовременного хранения. Ежегодный оборот зерна составляет более 250 тысяч тонн.
"Новосибирская продовольственная корпорация" предлагает аграриям и переработчикам широкий спектр услуг по приёмке, подработке и отгрузке зерна, обеспечения семенами, удобрениями и агрохимией. Постоянными партнёрами компании являются более 700 сельскохозяйственных предприятий Западной Сибири и Забайкалья. НПК экспортирует зерновые, зернобобовые и масличные культуры в 13 стран: Беларусь, государства Прибалтики, Армению, Азербайджан, Иран, Ирак, Пакистан, Китай, Индию и Монголию, ОАЭ.